Особенности развития связной речи в онтогенезе человека
Связная речь развивается постепенно, это развитие происходит параллельно с развитием мышления и усложнением детской деятельности, а также формами общения с окружающими ребенка людьми, которое является важной основой в процессе речевого воспитания детей. Прежде всего, эта важность обусловлена социальной значимостью и ролью речи в формировании личности, ведь только в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами (А.М. Леушина, Е.И.Тихеева, К.Д. Ушинский, Е.А. Флёрина, и др.), психологами (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) и логопедами (В.К.Воробьева, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, А.В. Ястребова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и др.)
Связная речь – являясь один из главных показателей владения языком – представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер систематического последовательного развернутого изложения. Связная речь формируется на основе диалогической речи в ходе ситуативного общения. Возникновение формирование связной речи происходит в дошкольный период.
Связная устная речь представляет собой двусторонний процесс, который складывающийся из умения говорить (экспрессивная речь) и умения понимать речь других людей (импрессивная речь). В педагогической практике различают две формы экспрессивной формы речи: диалогическую и монологическую речь. Обе формы экспрессивной речи объединяет единая целевая установка, которая выполняет функции общения.
Каждая из этих форм речевого общения имеет свои особенности.
Рассмотрим их подробнее. Под диалогом понимается подготовленный либо неподготовленный разговор собеседников. При этом для диалога характерны простые, чаще неполные предложения, со своеобразным порядом слов. В процессе ведения диалога широко используются внеязыковые (экстралингвистические) факторы, такие как мимика, жест, эмоциональный настрой, общая ситуация, которые вместе с репликами собеседников создают дополнительные условия для продолжения разговора.
Следует отметить, что монолог относится к более сложным видам речевой деятельности, чем диалог. При этом монолог не поддерживается репликами, следовательно для продолжения речи требует сильных внутренних мотивов. Для того чтобы быть понятым слушателям, монологическое высказывание должно строится логично, развернуто, последовательно.
Результатом речевой монологической деятельности является текст. В психолого-педагогической литературе лингвисты характеризуют текст с точки зрения смысловой цельности и языковой связности.
Тексты могут быть различными по своим функционально – смысловым характеристикам. Следует различать тексты по следующим типам: повествование, описание, рассуждение.
При этом повествование – это сообщение о событиях и явлениях, развивающихся во времени. Повествовательные тексты имеют сюжет, действующих лиц, экспрессивно – эмоциональную окраску.
В текстах - описаниях, чаще всего, нет сюжета и действующих лиц. Описание предполагает перечисление ряда признаков, присущих предмету, явлению, событию.
Рассуждение, в свою очередь, относится к – наиболее «строгому типу» текста. Тексты-рассуждения предполагают развитие и доказательство определенной мысль. По своей структуре и лексико – грамматическим средствам текст-рассуждение приближается к научному стилю речи.
В своих работах В.В. Воробьева прослеживает генетическое развитие связной речи, которая формируется на базе ситуативного общения и постепенно от диалога переходит к формам монологической речи: повествованию, а затем к описанию и рассуждению. По мнению В.П.Глухова под монологической речью (монолог) понимает связную речь одного лица, коммуникативная цель которой сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальности. А.А. Леонтьев говорит, что монологическая речь – это развернутый, организованный, произвольный вид речи. Развернутость требует от говорящего не только назвать предмет, но и описать его (если слушателям неизвестен предмет высказывания). О.С. Ушакова, Е.М. Струнина и многие другие исследователи в своих работах отмечают, что владение связной монологической речью является высшим достижением речевого развития дошкольников. Успешное развитие детей в данном направлении зависит от нескольких факторов, прежде всего от условий речевой среды, социального окружения, индивидуальных особенностей ребенка и его познавательной активности. Именно в период раннего и дошкольного детства происходит становление всех сторон речи и закладывается фундамент для дальнейшего их развития и совершенствования. Связная речь, подчеркивал Ф. А Сохин, обнаруживает все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.
У детей, не имеющих речевой патологии, развитие связной речи происходит постепенно в соответствии с психологическими кризисными периодами, развитием мышления, деятельности и увеличением круга общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
На первом году жизни, в процессе непосредственного эмоционального общения со взрослым, закладываются основы будущей связной речи. На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей.
К началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, позднее они начинают служить обозначениями предметов. Постепенно появляются первые предложения.
На третьем году жизни быстрыми темпами развивается понимание речи, собственная активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются простой формой диалогической речи (ответы на вопросы), однако при этом малыш часто отвлекается от содержания вопроса. Умением связно излагать свои мысли дети младшего дошкольного возраста только начинают овладевать, допуская много ошибок в построении предложений, особенно сложных, в согласовании слов. Первые связные высказывания трехлетних детей состоят из двух-трех фраз, однако их необходимо рассматривать именно как связное изложение. Обучение разговорной речи в младшем школьном возрасте и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи.
В четыре - пять лет дети овладевают умением связно рассказывать: они повторяют услышанную сказку, пересказывают содержание любимого мультика, эмоционально и восторженно передают свои впечатления о праздничном утреннике в детском саду, о каком-либо пережитом событии.
По данным А. А. Люблинской и других авторов, переход внешней речи во внутреннюю в норме происходит к 4 - 5-летнему возрасту. Н. А. Краевской было установлено, что речь детей 4 – 5лет принципиально уже не отличается от речи взрослых по наличию в ней этапа внутреннего программирования.
В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого достигает к этому времени примерно 2,5 тыс. слов. Высказывания детей становятся более последовательными и развернутыми, хотя структура речи еще несовершенна. В средней группе детей начинают обучать составлению небольших рассказов по картинам, игрушкам. Однако в большинстве своем детские рассказы пока еще просто копируют образец взрослого. В этом возрасте происходит интенсивное развитие контекстной речи, т.е. речи, которая понятна сама по себе.
Л.П.Зернова, И.А Зимина, Г.Р.Шашкина, отмечают, что в дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственно практического опыта. Главной особенностью является возникновение планирующей функции речи. Она приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
По данным Е.В. Гревцевой, овладение монологической речью у детей начинается с пяти лет. Появляются предложения с однородными обстоятельствами, ребенок начинает правильно согласовывать прилагательные с другими частями речи. Автор отмечает, что развитие связной речи практически невозможно без овладения графическими навыками. На седьмом году жизни ребенок овладевает грамматическим строем и постепенно начинает пользоваться им достаточно свободно. Предложения заметно усложняются. Все реже ребенок допускает ошибки при согласовании слов, при произношении падежных окончаний существительных и прилагательных, часто употребляет правильно родительный падеж существительных во множественном числе (ромашек, ртов, дней). Он легко образует, новые существительные и другие части речи при помощи суффиксов (донышко, перышко), образует прилагательные от существительных (ложка из дерева - деревянная). Однако в речи ребенка все еще встречаются грамматические ошибки: неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, неверное употребление некоторых существительных во множественном числе в родительном падеже («карандашов» - вместо карандашей, «этажов» - вместо этажей), изменения по падежам несклоняемых имен существительных (на «пальте» нет ни одной пуговиц).
В разговорной речи шестилетний ребенок использует как простые, так и распространенные предложения. Авторы отмечают, что ребенок шести лет уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если изобразить на ней предметы хорошо ему знакомые. Но при составлении рассказа по картинке он концентрирует свое внимание главным образом на основных деталях, а второстепенные, менее важные детали опускает.
У ребенка на седьмом году жизни все более развивается связная монологическая речь. Он может уже без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, короткого рассказа, мультфильма. Описать те или иные события, участником которых он был. Ребенок стремится к тому, чтобы слушатели поняли его высказывание, он уже способен пояснять детали своего рассказа, специально повторяет отдельные его фрагменты. Довольно охотно ребенок рассказывает не только о событиях ближайших дней, но и о давно прошедших событиях (например, осенью сообщает о том, как он отдыхал летом у моря, как вместе с мамой ходили в цирк, кого видел в зоопарке и пр.).
Таким образом, развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольников. У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности и общения. К концу дошкольного возраста связная речь детей достигает довольно высокого уровня. Детям становятся доступны практически все виды связных высказываний. Кроме того, к концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.
Автор: Латыпова Евгения Александровна - логопед