Развитие интонационной стороны речи в онтогенезе

Интонация относится к паралингвистическим средствам общения. Паралингвистическими называются неязыковые (невербальные) средства, входящие в речевое сообщение и передающие вместе с языковыми (вербальными) средствами смысловую информацию. Интонация относится к фонационным паралингвистическим средствам.
Интонация представляет собой один из важнейших компонентов языка. Вместе с тем она является и неотъемлемой составной частью речевой деятельности, представляя собой единство взаимосвязанных компонентов мелодики, длительности, интенсивности, темпа речи и тембра произнесения. «Интонацию в совокупности с ударением называют еще просодической системой языка» (Цейтлин, 2000: 67).
Интонация – это основная составляющая просодики. Интонация включает в себя несколько акустических компонентов: тон голоса, его тембр, интенсивность, или силу звучания голоса, паузы, словесное логическое ударение, мелодику и темп речи. Эти акустические характеристики зависят  от степени мускульной напряженности органов речи, от эмоционального тонуса и интонации, зависят от частоты и амплитуды колебания голосовых связок, от различной скорости смены артикуляций.
Как фонетическое явление интонация рассматривается в различных аспектах: артикуляторном, акустическом, перцептивном, лингвистическом.
Изучение интонации в артикуляторном аспекте предполагает выявление работы органов речи.
Исследование интонации в акустическом аспекте рассматривает речь как воздействующие на слуховой аппарат человека колебательные движения воздушной струи, в чем проявляются объективные характеристики интонации: частота основного тона, спектр, интенсивность и длительность (Альтман Я.П., Гершуни Г.В., Чистович Л.А., Венцов А.В.).
          С перечисленными акустическими параметрами в интологии обычно соотносят основные компоненты интонации: темп, ударение, мелодику и паузы, выделяя как важнейшие и наиболее своеобразные компоненты русской интонации мелодику и ударение (Черемисина Н.В., Зиндер Л.Р.).
         Изучение интонации в перцептивном аспекте предполагает исследование тех соответствий объективным характеристикам интонации, благодаря которым человек воспринимает то или иное значение, передаваемое интонацией. Звуковые ощущения, которые соотносятся с объективными характеристиками интонации, – это высота, длительность, громкость, тембр (Вахтина Н.Ю.).
         В лингвистическом аспекте под интонацией понимается сложное единство мелодических, динамических и временных характеристик речи,  (Николаева Т.М.); это система фонетических средств, служащих для оформления фонетической целостности высказывания и выявления его смысла (Л.В. Бондарко, 1977; И.Г. Торсуева, 1990).
         Само название «интонация» происходит от латинского «intonatio» (это слово образовано от глагола «intono, intonare» — «громко произносить»). Интонация представляет собой комплекс взаимосвязанных ритмико-мелодических компонентов речи, включающих: мелодику, темп, ритм, ударение, паузы, тембр произнесения. Интонация относится к сверхсегментным (их еще называют супрасегментными или надсегментными) средствам языка, объединяющим сегменты (слоги, слова, словосочетания, синтагмы, высказывания) в единое целое.
          В высказывании она выполняет функции:
-относящиеся к речи (объединение частей в единое целое, оформление высказывания):
-расчленение высказывания на ритмические группы и синтагмы;
выражение различных эмоций;
-характеристика говорящего и ситуации общения в целом;
-выявление подтекста высказывания, не выраженного явным образом (в словах),
2) функции относящиеся к системе языка:
-различение коммуникативных типов высказывания (повествовательное, восклицательное, вопросительное, побудительное, подразумевающее);
-выделение наиболее важной в смысловом отношении части высказывания (новой информации, которую сообщает говорящий о предмете, уже известном слушающему).
           В тексте интонация также играет большую роль, выполняя следующие функции:
разделяет текст на смысловые части;
-осуществляет межфразовую связь, объединяет высказывания внутри каждой смысловой части текста;
-различает стили и жанры повествования;
-осуществляет эмоционально-эстетическое воздействие;
-служит изобразительным средством, позволяя говорящему выделять положительные и отрицательные персонажи (или действия), передавать эмоциональное состояние персонажей, характер их движения (действий), физические свойства предметов и явлений — размер объектов и расстояние до них, отдаленность описываемых событий во времени, скорость изменения событий и т.п. (Например, для изображения большого предмета говорящий понижает голос и произносит слово в замедленном тем¬ пе, а для изображения маленького предмета — повышает голос.)
           Интонация состоит из нескольких компонентов. К ним относятся: мелодика, ритм, темп, ударение, пауза, тембр.
           Следующая составляющая — мелодика речи — это «изменение частоты основного тона, развертывающееся во времени» (Торсуева, 1990).
           Психолингвистические (аудитивные) характеристики мелодики, предложенные М.В. Давыдовым, включают: 1) направление движения тона — ровное, восходящее, нисходящее; 2) характер движения тона — постепенный, плавный, резкий; 3) диапазон движения тона — обычный, расширенный, суженный. Сюда относится также и такая аудитивная характеристика, как уровень высоты тона (она соответствует акустической характеристике «уровень частоты основного тона»). Различают четыре уровня высоты: сверхвысокий, высокий, средний, низкий. Изменение уровня высоты тона образует контур мелодии.
          К.С. Станиславский называл мелодику «голосовой фигурой» или «фонетической фигурой». Он считал ее основой интонации. В уже упомянутой книге «Работа актера над собой...» (1938) он образно описывает различные типы мелодики, которые отображаются на письме с помощью разных знаков препинания. «Знаки препинания требуют для себя обязательных голосовых интонаций. Точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки и прочие имеют свои, им присущие голосовые фигуры, характерные для каждого из них. Без этих интонаций они не выполняют своего назначения. В самом деле, отнимите от точки ее финальное, завершающее голосовое понижение, и слушающий не поймет, что фраза окончена и продолжения не будет. Отнимите от вопросительного знака характерное для него особое звуковое «квакание», и слушающий не поймет, что ему задают вопрос, на который ждут ответа. В этих интонациях есть какое-то воздействие на слушающих, обязывающее их к чему-то: вопросительная фонетическая фигура — к ответу, восклицательная — к сочувствию и одобрению или к протесту, две точки — к внимательному восприятию дальнейшей речи и т.д. Во всех этих интонациях — большая выразительность.
           Ритм — важный компонент интонации, необходимый для синтаксической и семантической организации высказывания. Ритм представляет собой последовательное чередование ударных и безударных элементов речи (слогов, слов, синтагм) через определенные промежутки времени. Как отмечает И.Г. Торсуева (1990), ритм также «служит основой эстетической организации художественного текста — стихотворного и прозаического». Ярче всего ритм выражен в стихах, менее — в публичной и сценической речи, еще менее — в художественной прозе, а меньше всего — в разговорных диалогах.
          Основная единица ритма — это ритмическая группа. Простая ритмическая группа с о с т о и т из одного ударного слога и примыкающих к нему одного или нескольких безударных слогов. Сложная ритмическая группа включает несколько (два или более) ударных слогов, при этом разные ударные слоги несут ударение разной степени (например, главное и второстепенное). Слоги в ритмической группе объединяются средствами мелодики, а все ударные слова внутри одной сложной ритмической группы образуют тесное смысловое единство. В прозаической речи единицей ритма обычно является синтагма (она может совпадать с ритмической группой или включать несколько ритмических групп). В стихотворной речи единицами ритма могут быть: звук, слог, ритмическая группа, строка, строфа (Торсуева, 1990).  Ритм упорядочивает звуковой, словесный и синтаксический состав речи. Он тесно взаимосвязан с другим компонентом интонации — темпом.
Темп — это скорость произнесения речевых элементов (слогов, слов, синтагм, высказываний); определяется количеством элементов, произносимых в единицу времени. Он может быть быстрым или медленным, ускоряться или замедляться.
          В высказывании темп выполняет следующие функции. 1) Служит средством оформления интонационной цельности высказывания. К концу высказывания темп речи замедляется. 2) Является средством противопоставления важного — неважного в высказывании. Речевые отрезки (синтагмы, слова), содержащие наиболее важную в смысловом отношении информацию, произносятся в замедленном темпе, а речевые отрезки, содержащие второстепенную информацию (например, вводные слова и предложения, некоторые уточняющие и пояснительные обороты), произносятся в ускоренном темпе (Светозарова, 1990).
           В целом темп речи характеризует: 1) индивидуальные особенности говорящего, его манеры, привычки; 2) социальный статус говорящего (например, ускоренный темп речи иногда может служить признаком низкой образованности, недостаточной культуры, низкого социального положения); 3) эмоциональное состояние говорящего (темп убыстряется при сильном волнении, возбуждении и замедляется, когда говорящий испытывает замешательство, сообщает о чем-то неприятном и т.д.). 4) отношение говорящего к слушающему, намерение создать определенное впечатление (например, если говорящий хочет произвести впечатление человека умного, серьезного, он взвешивает каждое слово, и от этого темп 18его речи замедляется); 5) ситуацию общения (спешка, необходимость тянуть время и т.п.); 6) диалектные особенности речи говорящего; 7) степень владения языком, на котором человек говорит; 8) сложность предмета, о котором идет речь, для понимания говорящего.
          Очень важным компонентом интонации является ударение. Ударение — это выделение одного элемента речи (слога, слова) в последовательности подобных элементов за счет изменения некоторых акустических характеристик выделенного элемента (увеличения длительности и интенсивности его произнесения, повышения или понижения тона при его произнесении).
Различают следующие виды ударения: 1) Словесное — служит организации фонетической целостности слова. Выделяет ударный слог в слове. 2) Синтагматическое — служит показателем границы синтагмы. Обычно падает на последний ударный гласный, синтагмы. 3) Логическое — подчеркивает наиболее важное слово в синтагме. При этом выделенное слово произносится с более сильным ударением, чем последнее слово в синтагме, а если необходимо подчеркнуть именно последнее слово, на нем происходит изменение мелодики. 4) Фразовое — служит показателем завершения высказывания.
          Необходимым компонентом интонации является пауза. Пауза — это перерыв в звучании речи. Пауза может быть действительной — в тех случаях, когда звучание речи действительно прекращается и на какое-то время наступает тишина. Но она может быть и психологической — в тех случаях, когда изменение мелодики, темпа и силы ударения на границе синтагм создает эффект перерыва в звучании, а в действительности этого перерыва нет (это несовпадение выявляется при аппаратных исследованиях интонации).
           В зависимости от своей функции паузы подразделяются на семантические и асемантические. Семантические паузы связаны со смысловой стороной высказывания и выполняют следующие функции: 1) синтагматическую — обозначают границы синтагм, способствуют членению текста на смысловые части (синтагматические паузы; Л.В. Щерба называл такие паузы «интеллектуальными»); 2) эмоциональную — выражают эмоциональное состояние говорящего; оказывают эмоциональное воздействие на слушающего (такие паузы называются эмотивными); 3) логическую — выделяют слово, несущее логическое ударение во фразе; могут делаться как перед этим словом, так и после него (усилительные паузы). Асемантические паузы не связаны со смысловой стороной высказывания, их роль — фонетическая. К ним относятся: ритмические, артикуляционные, ситуативные и физиологические паузы. Они появляются в следующих случаях: 1) ритмические — отделяют друг от друга ритмические стихотворные единицы; 2) артикуляционные паузы — возникают при произнесении некоторых звукосочетаний; 3) ситуативные — способствуют замедлению речи в таких ситуациях, когда это необходимо говорящему (например, при затруднении с поиском нужного слова) или слушающему (например, чтобы дать слушателям время записать произнесенный текст); 4) физиологические — возникают при некоторых нарушениях речи; вызваны недостатком воздуха или связаны с нарушениями деятельности центральной нервной системы.
          Еще один компонент интонации — тембр, который в основном способствует выражению эмоций. Тембр — это индивидуальная окраска (колорит) голоса, уникальная для каждого человека. Она образуется за счет обертонов, то есть добавочных тонов голоса, которые сопутствуют основному звуковому тону и зависят от особенностей строения гортани, носовой и ротовой полостей. Тембр голоса может изменяться в зависимости от эмоционального состояния говорящего, в чем и проявляется его экспрессивная функция. Таким образом, говоря словами Г. Эрастова (1903), тембр — «это оттенки, придаваемые нами голосовым звукам для точного воспроизведения внутреннего содержания текста».
          Все разновидности тембра можно свести к двум основным: интонационный (семантический) тембр и неинтонационный (асемантический) тембр. Неинтонационный тембр — это индивидуальный тембр голоса, присущий каждому человеку и зависящий от анатомического строения его речевого аппарата, сам по себе не является средством передачи информации о чувствах и состоянии говорящего, то есть не несет смысловой (семантической) нагрузки. Поэтому он и считается асемантическим и не относится к компонентам интонации. Интонационный тембр — это изменение индивидуального тембра, передающее определенные элементы содержания высказывания. Что передает интонационный тембр? 1) Информацию об эмоциональном или физическом состоянии, в котором находится говорящий в момент высказывания. 2) Информацию о чувствах говорящего, которые он хочет донести до слушающего. 3) В некоторых случаях говорящий с помощью изменения тембра старается передать свою волю — страстное желание, приказ, просьбу, угрозу и т.п. Например, когда человек отдает приказ, то у него в голосе «звенит металл»; когда он произносит угрожающие слова, голос становится хриплым, напряженным; во время просьбы голос звучит мягко, вкрадчиво и т.д. Эти изменения тембра относятся к модально-коммуникативному аспекту высказывания, они усиливают эмоциональное воздействие на слушающего.
Интонация не может существовать сама по себе — она появляется там, где есть какая-то единица речи, несущая данную интонацию. Такой минимальной единицей чаще всего выступает синтагма.
          Синтагма (от греческого «сшутауца» — «вместе построенное, соединенное») — это часть высказывания, Идущие подряд несколько слов, которые объединены синтаксически и связаны по смыслу. Л.В. ТБондарко (1977) определяет синтагму как мелкий отрезок предложения или минимальный отрезок речевой цепи, обладающий «и самостоятельным фонетическим оформлением, и определенной законченностью значения».

Автор: Латыпова Евгения Александровна - логопед