Особенности сформированности артикуляционной моторики у детей с дизартрией

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. При этом из – за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция.
Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной моторики и речевого дыхания. У детей с дизартрией вследствие органического поражения нервной системы нарушаются двигательные механизмы речи, вследствие чего возникают параличи (парезы) органов артикуляции: мышц языка, губ, мягкого неба; гортани; голосовых складок, дыхательных мышц, страдает общая, ручная и артикуляционная моторика, что усугубляет нарушения речи.
Дизартрии у детей, как правило, наблюдаются на фоне резидуальных явлений церебрального паралича и могут протекать без выраженных двигательных расстройств. У детей может наблюдаться недоразвитие речи, а общая картина нейромоторных нарушений бывает мозаичной, что связано с диффузными нарушениями мозговой деятельности, иногда без четко выраженного очага поражения.
При дизартрии на разных уровнях нарушена передача импульсов из коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов и далее по этим периферическим нервам к речевым органам. К мышцам дыхательным, голосовым, артикуляторным не поступают нервные импульсы, нарушается фонация основных черепно-мозговых нервов, имеющих непосредственное отношение к речи (тройничный, лицевой, подъязычный, языкоглоточный, блуждающий нервы). Все движения речевых органов (мышц) обеспечиваются работой речедвигательного анализатора. Для совершения речевого движения необходимо, чтобы нервные импульсы не рассеивались, а проходили по проводящим отделам к соответствующим группам мышц. При дизартрии нарушается проводниковый отдел речедвигательного анализатора: двигательные афферентные (кинетические) проводящие пути. Для организации речевого движения важно постоянное сохранение обратных афферентных (кинестетических) импульсов. Они дают сигнал о положении речевых мышц и выполненной ими  работе. Обратная афферентация при дизартрии нарушается прежде всего из-за парезов (параличей) в мышцах речевых органов. Что в свою очередь затрудняет автоматизацию речевых движений, выработку динамического стереотипа, формирование речевого праксиса.
При дизартрии основное нарушение со стороны черепно-мозговых нервов связано с поражением подъязычных нервов (XII пары), которое проявляется в виде некоторого органического движения языка в сторону и в виде гиперкинезов. Повторные движения языка вверх, вперед и в стороны вызывают быстрое утомление, выражающееся в замедлении темпа движений, а иногда и легком посинении (цианозе) кончика языка. Ограничение объема движений глазных яблок (III-IV-VI пары) в виде легкого недоведения до наружной спайки наблюдается у некоторых детей. Со стороны тройничных нервов (V пара) наблюдаются параличи. Однако при боковых движениях нижней челюсти у некоторых детей появляются синкенезии в виде поворота головы, языка, реже губ в ту же сторону. Асимметрия лицевых нервов (VII пары) проявляется за счет сглаженности правой или левой носогубной складки. Отмечается недостаточное сокращение мягкого неба. Наблюдаются трудности произвольного расслабления мышц и произвольного дыхания с изменениями по речевой инструкции длительного вдоха и выдоха, направления воздушной струи то через рот, то через нос.
У детей с дизартрией поражаются двигательные механизмы речи, вследствие чего нарушается работа органов артикуляции: мышц языка, губ, мягкого нёба; гортани: голосовых складок; дыхательных мышц, страдает общая, ручная и артикуляционная моторика, что усугубляет нарушения речи. Особенностью дизартрии у детей является часто ее смешанный характер с сочетанием различных клинических синдромов. Это связано с тем, что при воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг повреждение чаще имеет более распространенный характер, и тем, что поражение одних мозговых структур, необходимых для управления двигательным механизмом речи, может способствовать задержке созревания и нарушать функционирование других.
У детей с дизартрией нарушена моторика артикуляционного аппарат, что проявляется в следующих аспектах:
1) в трудностях переключения с одной артикуляции на другую;
2) в снижении и ухудшении качества артикуляционного движения;
3) в снижении времени фиксации артикуляционной формы;
4) в снижении количества правильно выполненных движений.
Наиболее ярко моторная недостаточность органов артикуляции и моторики рук проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движения. У детей с дизартрией недостаточно развита кинестетическая чувственность в области артикуляции. При переключений речевых движений переход от одного состояния к другому осуществляется толчкообразно, с нарушением воспроизведения двигательного ряда, с возникновением персевераций и перестановок.
Расстройства артикуляционной моторики определяются тем, какие мышечные группы поражены и в какой степени. При дизартрии неврологические нарушения артикуляционной моторики многообразны. Выявляются следующие патологические особенности артикуляционного аппарата у детей с дизартрией выявляются следующие патологические особенности артикуляционного аппарата:
Нарушение мышечного тонуса органов артикуляции по типу спастичности-паретичности. Спастичность — повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, лица и шеи. При спастичности мышцы напряжены. Язык «комом» оттянут назад, спинка его спастически изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен. Приподнятая к твердому нёбу напряженная спинка языка способствует смягчению согласных звуков (палатализация). Иногда спастичный язык «жалом» вытянут вперед. Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта (произвольное открывание рта при этом затруднено). В ряде случаев при спастическом состоянии верхней губы рот может быть, напротив, приоткрыт. При этом наблюдается повышенное слюнотечение (гиперсаливация). Активные движения при спастичности артикуляционных мышц ограничены. Спастичность мышц отмечается при спастико-паретическрй дизартрии.
Гипотония — снижение тонуса мышц. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот обычно полуоткрыт, выражена гиперсаливация. Гипотония мышц мягкого нёба препятствует достаточному продвижению нёбной занавески вверх и ее прижатию к задней стенке глотки; струя воздуха выходит через нос. При этом голос приобретает носовой оттенок (назализация). Гипотония артикуляционных мышц имеет место при спастико-паретической, атактической, иногда — при гиперкинетической дизартрии.
Дистония — меняющийся характер мышечного тонуса. В состоянии покоя может отмечаться низкий мышечный тонус, при попытках к речи и в момент речи тонус резко нарастает. Дистония существенно искажает артикуляцию. Характерная особенность звукопроизношения при дистонии — непостоянство искажений, замен и пропусков звуков. Дистония отмечается при гиперкинетической дизартрии.
Рассмотрим нарушение подвижности артикуляционных мышц у детей с дизартрией. Ограниченная подвижность мышц артикуляционного аппарата — это основное проявление пареза или паралича этих мышц. Недостаточная подвижность артикуляционных мышц языка и губ обуславливает нарушение звукопроизношения. При поражении мышц губ страдает произношение и гласных, и согласных звуков. Нарушается артикуляция в целом. Особенно грубо нарушено звукопроизношение при резком ограничении подвижности мышц языка. Степень нарушения подвижности артикуляционных мышц может быть различной — от полной невозможности артикуляционных движений языка и губ до незначительного снижения их объема и амплитуды. При этом в первую очередь нарушаются наиболее тонкие и дифференцированные движения (прежде всего поднимание языка вверх).
У детей с дизартрией отмечается нарушение статики и динамики артикуляторных движений. Среди движений, отражающих состояние статической координации, сложными для выполнения являются произвольное удержание языка, губ в определённой позе, динамической координации – переключение движений, воспроизведение одновременных движений.
Нарушение координации движений (атаксия) также характерно при дизартрии. Атаксия проявляется в дисметрических, асинергических нарушениях ив скандированности ритма речи. Дисметрия — это несоразмерность, неточность произвольных артикуляционных движений. Она чаще всего выражается в виде гиперметрии, когда нужное движение реализуется более размашистым, утрированным, замедленным движением, чем это необходимо (чрезмерное увеличение двигательной амплитуды). Иногда наблюдается нарушение координации между дыханием, голосообразованием и артикуляцией — асинергия.
Для детей с дизартрией характерно наличие гиперкинезов – автоматических, насильственных движений вследствие непроизвольных сокращений мышц. В зависимости от характера двигательных нарушений различают: атетоз – медленные, вычурные, червеобразные движения; хореический гиперкинез – быстрые, размашистые, беспорядочные, неритмичные движения без напряжения, возникающие в разных частях тела при сниженном мышечном тонусе; миоклония – быстрые клонические сокращения отдельных мышц или мышечных групп; тики – быстрые, непроизвольные, стереотипно повторяющиеся движения определённой группы мышц, чаще лица, реже шеи, плечевого пояса; тремор (дрожание) – насильственные, колебательные движения.
Для дизартриков характерна девиация языка – отклонение языка от средней линии. Девиация языка сочетается с таким особенностями артикуляционной моторики как ассиметрией губ при улыбке (опущение угла рта с одной стороны или с обеих), со сглаженностью носогубной складки с одной стороны или с обеих сторон.
Наличие синкинезий также является особенностью детей с дизартрией. Синкинезии (синнергезии) – дополнительные (сопутствующие) движения, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным движениям. Существуют физиологические синнергезии, например, взмахи руками при ходьбе,и патологические случаи, например, опускание век при открывании рта, движения нижней челюстью при поднимании языка вверх. Оральные синкинезии — открывание рта при любом произвольном движении или при попытке его выполнения.
Одним из наиболее частых вегетативных расстройств при дизартрии является гиперсаливация. Усиленное слюнотечение связано с ограничением движений мышц языка, нарушением произвольного глотания, парезом губных мышц. Оно часто утяжеляется за счет слабости ощущений в артикуляционном аппарате (ребенок не чувствует вытекания слюны) и снижения самоконтроля. Гиперсаливация может быть постоянной или усиливаться при опред¬ленных условиях. Реже встречаются такие вегетативные расстройства, как покраснение или бледность кожных покровов, повышен ное потоотделение во время речи.
Выводы: Для правильной артикуляции звуков очень важна сохранная двигательная функция мышц языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба. Особенности речевой моторики у детей с дизартрией обусловлены нарушением функции двигательных структур, нервов, которые участвуют в артикуляции. Расстройства артикуляционной моторики определяются тем, какие мышечные группы поражены и  в какой степени. При дизартрии неврологические нарушения артикуляционной моторики многообразны и проявляются в нарушениях мышечного тонуса, объема движений органов артикуляции, синкинезиях, гиперкинезах, девиаций языка, сглаженности носогубных складок, ассиметриях углов рта, атаксиях, в нарушениях статики и динамики артикуляторных движений, истощаемости движений, апраксиях, гиперсаливации. Нарушения артикуляционной моторики, сочетаясь между собой, составляют первый важный синдром дизартрии — синдром артикуляционных расстройств, который видоизменяется в зависимости от тяжести и локализации поражения мозга и имеет свои специфические особенности при различных формах дизартрии.

Автор: Латыпова Евгения Александровна - логопед